Повтор всех пройденных техник
Часть техник вроде “Поиск проблемы” даже толком не были описаны. Я просто упоминал о них, показывая примеры работы.
Поэтому, считаю, нужно подвести черту под этими метаниями, раз и навсегда записать оптимальный вариант выполнения каждой техники.
Напомню их:
Искренний разговор обо мне.
Искренний разговор о проблеме.
Искренний разговор о причинах проблемы.
Вопрос-ответ.
Поиск проблемы.
Замер состояния.
Ресурсное место.
В этом уроке мы опишем окончательный, образцовый вариант выполнения данных техник.
Пользуйтесь этим уроком как справочником.
Итак, начнём.
Техника “Искренний разговор обо мне”
Техника применяется при первой встрече с клиентом в самом начале консультации после заключения с психотерапевтического контракта(устной договорённости об условиях предстоящей работы). Конечно, можно познакомиться и без неё, да и без карт вообще. Мне эта техника нужна на первой консультации банально чтобы мы с клиентом немного узнали друг друга, привыкли к взаимному присутствию и начали доверять. Так как работа с картами похожа на игру, это происходит очень естественно. Заодно я обучаю клиента основам такой работы. Это не значит, что дальше на консультации обязательно будут применяться карты. Это зависит от запроса клиента. С некоторыми запросами я работаю при помощи методик, для которых карты, как инструмент, не нужны.
Базовая методика при выполнении техники: базовым навыком для выполнения техники “Искренний разговор обо мне” является умение проводить психотерапевтическое интервью. Все направления психотерапии имеют примерно одинаковые представления о том, как оно должно проводиться, включая умение выстроить раппорт, использование активного слушания, эмпатии и умение занять 3 позицию. Если вы хотите, чтобы данный этап работы проходил у вас гладко, вы легко найдёте информацию о психотерапевтическом интервью самостоятельно.
Техника “Искренний разговор обо мне” является адаптацией проведения психотерапевтического интервью для выполнения его с метафорическими картами. Соответственно, в каком бы направлении вы не работали, выполняйте данную технику по тем же принципам и с теми же навыками, что и обычное психотерапевтическое интервью.
Цель техники:
- Знакомство психолога и клиента.
- Получение примерного представления о личности клиента. Оценка можно ли ему помочь и стоит ли вообще браться за дальнейшую работу.
- Обучение клиента 3 приёмам работы с картами(в открытую, в закрытую, прямое означивание с помощью метафоры) и 5-ти способам извлечения материала из психики.
- Создание атмосферы искренности, способствующей последующему самораскрытию клиента.
- Если раскрытие клиента не происходит или происходит лишь частично, в ходе выполнения техники определяются приёмы извлечения материала, которые кажутся клиенту безопасными и могут применяться в работе с ним в дальнейшем.
Колоды, применяемые для выполнения техники: для выполнения техники идеально подходят универсальные колоды метафорических карт вроде Ох. Универсальные колоды содержат простые изображения практически из всех главных контекстов человеческой жизни. В них много карт, на которых клиент наверняка увидит что-то о своём детстве, семье, работе, здоровье, материальном положении. Соответственно, применяя универсальную колоду, вы получите более менее полное представление о клиенте.
Порядок выполнения. Краткое описание: сперва психолог предлагает познакомиться и использовать для этого метафорические карты. Объясняет, что заодно клиент научится с ними работать. Психолог берёт колоду и листая её в открытую, выкладывает перед собой карты, на которых видит что-то из своей жизни. Затем следует рассказ о каждой карте. Важный момент: от вашей искренности во время извлечения материала из самого себя зависит то, насколько искренним будет клиент. Обычный невротик ощущает мир как безопасное место, поэтому если он увидит, что вы открыты, доверяете ему, делитесь тем, о чём обычно молчат, он почувствует безопасность и будет искренним в свою очередь. Дальше следует попросить клиента проделать тоже самое, но предупредить, что он волен рассказывать не всё, что видит на картах о своей жизни. Если что-то не хочется рассказывать, говорить об это не обязательно. Клиент имеет право смолчать или взять другую карту. “Хотя, конечно, это будет значить, что я узнаю вас не так хорошо, как можно было бы”. Обычно этот приём осваивается без проблем. Дальше следует перейти к приёму “в закрытую”. Объясните клиенту суть приёма и покажите как он работает, рассказав что-то о своей жизни, что увидите на трёх картах, взятых из колоды вслепую. Постарайтесь использовать разные способы извлечения материала чтобы клиент мог им обучиться имплицитно. Попросите клиента проделать тоже самое. Заранее объясните, что он снова волен смолчать, если увидит на карте что-то личное. Добейтесь освоения клиентом данного приёма, если он не вызывает у него непринятия. Обычно этот приём вызывает максимум отторжения, если клиент не готов быть искренним. Но, если вы будете искренни со своими картами, часть сомневающихся клиентов попытаются ответить тем же. Вне зависимости от результатов, переходим к третьему способу извлечения материала — прямому означиванию при помощи метафоры. Возьмите колоду и добавьте к раскладу несколько карт, которыми обозначите то, что сами хотите о себе рассказать. Объясните почему использовали именно эти карты. Попросите клиента проделать тоже самое: “Может есть ещё что-то, что бы вы хотели о себе рассказать?”
Итогов выполнения техники может быть три:
- Вы познакомились. Клиент удивлён тем как работают карты, доверился вам, полностью искренен и готов работать всеми 3 приёмами, освоил все 5 способов извлечения материала картой.
- Вы познакомились. Клиент доверился частично, что-то его насторожило. Он отказывается работать одним или двумя приёмами, так как извлекаемый материал кажется ему слишком личным.
- Вы не познакомились. Клиент закрыт, отказался работать всеми 3-мя способами. Работа с картами невозможна.
Последнее бывает довольно часто. Если человеком владеет какая то мысль, он начинает видеть её везде. Потом выясняется, что у клиента начал подниматься какой-то очень личный, постыдный для него материал буквально в каждой карте каким бы способом он её не взял. В итоге человек впадает в лёгкую панику и наотрез отказывается работать с картами. Если удастся убедить его пользоваться картами хотя бы для прямого означивания, в дальнейшем частенько всё же удаётся вовлечь его в полноценную работу.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Пролистайте колоду в открытую со словами “Сейчас я выберу из колоды те карты, глядя на которые мне придёт на ум что-то о моей жизни”
- Выбранные карты кладите перед собой, группируя как вам удобно, объясните: “Карты можно группировать так, как удобно”.
- Последовательно озвучьте материал о своей жизни, который возникает при взгляде на каждую карту. Извлечённые карты остаются лежать перед ним.
- Попросите клиента повторить манипуляции, предупреждив, что если при взгляде на карту возникает что-то личное, рассказывать об этом не обязательно, хотя это, возможно, позволило бы узнать друг друга лучше. Выслушайте получившийся рассказ.
- Возьмите колоду рубашкой вверх и объясните, что с картами можно работать и в закрытую. Иногда так даже интереснее. Выберите три карты и положите их перед собой: “Сейчас я буду говорить первое, что придёт мне в голову о моей жизни при взгляде на карту”.
- Последовательно переверните карты, озвучивая появляющийся материал. Желательно использовать разные способы извлечения материала для каждой карты чтобы клиент мог им имплицитно обучиться.
- Попросите клиента повторить приём. Объясните, что, если при взгляде на карту, в сознании появляется что-то личное, озвучивать это не нужно, можно просто взять другую. Выслушайте материал, возникающий у клиента.
- Объясните, что есть ещё третий способ рассказать о себе что-то небанальное — просто взять и рассказать что хочешь, подобрав для этого карту. Возьмите несколько карт и расскажите о себе то, что хотите, объясняя почему выбрали именно эти изображения.
- Попросите клиента повторить приём, каждый раз уточняя почему выбрана именно эта карта.
Критерий успешного применения техники: техника выполнена успешно, если клиент освоил 3 приёма работы с картами и все 5 способов извлечения материала. Либо достигнуто согласие работать с картами дальше хотя бы с помощью одного приёма.
Техника “Искренний разговор о проблеме”
Изложение сути беспокоящей клиента проблемы психологу является частью любой консультации. Психолог может обойтись и без метафорических карт на данном этапе, как впрочем и на всех других. Особенно, если проблема достаточна проста или уже хорошо понятна психологу. Метафорические карты целесообразно применять для сбора информации о проблеме клиента, если проблемная ситуация запутанна, является результатом взаимодействия множества факторов, так или иначе не может быть адекватно описана клиентом в ходе обычного интервью. Особенно при запросах вроде: “Что то вот плохо мне, а чего плохо — не пойму”.
Техника применяется после обучения клиента работе с картами в ходе “Искреннего разговора обо мне” и определения приемлемых для него приёмов работы, а также устного изложения причины его прихода.
Техника может быть применена без предварительного обучения. Оно может происходить прямо по ходу выполнения как в “Искреннем разговоре обо мне”.
Рассказ о проблеме, получаемый в данной технике, подчас имеет коррекционный эффект, так как клиент в ходе рассказа получает важные инсайты о проблемной ситуации. В случае запросов вроде “хочу разобраться в…”, “хочу понять…” техника может использоваться непосредственно для коррекции.
Базовая методика при выполнении техники: техника выполняется по тем же принципам и с теми же навыками, что и обычное психотерапевтическое интервью, тоесть: раппорт, заинтересованность, активное слушание, эмпатия, 3-я позиция.
Цель техники:
- Получение качественного описания проблемы клиента как она есть в его психике.
- Достижение более полного понимания проблемы у самого клиента. Провоцирование у клиента инсайтов о проблемной ситуации.
- Получение расклада карт, который понадобится для следующих этапов работы.
- Подготовка к формулировке качественного запроса для коррекции проблемы.
- Выполнение техники даёт психологу время продумать предстоящую коррекцию( да, да. Я к примеру, не отношусь к числу тех, кто сразу понимает, что нужно делать дальше. Пауза, которую даёт мне проведение этой техники, для меня лично очень полезна).
Колоды, применяемые при выполнении техники: для выполнения техники подходят универсальные колоды метафорических карт вроде Ох. Но большей эффективности можно добиться со специальными колодами, тематика рисунков в которых соответствует излагаемой клиентом проблематике. К примеру, колода Тан Ду, состоящая из рисунков о жизни пар, даёт клиенту наиболее полно описать свои проблемы в романтических парных отношениях. Колода Дуэт о любых парных отношениях вообще. Карты колоды Аниби поднимают материал о детстве человека, который на них смотрит. Колода Коуп удобна для извлечения материала о травме. Существует множество тематических колод на тему родительских отношений, денег, карьеры, секса, женственности — практически на любую тему. Соответственно, если у вас есть колода с рисунками на тему проблемы клиента, используйте её. Если нет, сгодится любая универсальная колода.
Порядок выполнения. Краткое описание: прежде чем начать выполнение техники объясните клиенту её цель. Попросите клиента представить, что вы ничего не знаете о его проблеме, что он ещё о ней не рассказывал. Если этого не делать у некоторых клиентов возникает ощущение, что психолог уже всё знает, повторяться нет смысла, и в дальнейший расклад выкладывают только карты с материалом, про который, как им кажется, они ещё не упоминали. В результате расклад оказывается куцый и в нём многого не хватает. Затем работа в открытую. Расскажите о возможности работы без содержания. При описании проблемы важен любой возникающий материал, поэтому карты, которые вызывают что-то личное, постыдное или неприятное не следует отбрасывать, как в ходе “Искреннего разговора обо мне”. Лучше добавлять их в расклад, куда удобно, но не озвучивать, что они означают для клиента. Достаточно того, что он сам знает, что за аспект проблемы за ними скрывается. Затем клиент ищет карты и составляет связный рассказ, группирует и раскладывает полученные карты как ему удобно. Следом работа в закрытую. Просите клиента извлекать карты вслепую, говоря, что на них он увидит что-то важное о своей проблеме, что было им упущено. Новые карты добавляются к конфигурации, созданной в открытую исходя из логики клиента. Как правило, в какой-то момент клиент начинает повторяться, не может понять, что означают новые карты, говорит банальности либо вообще больше не может ничего придумать. Обычно это значит, что мы получили весь доступный материал на заданную тему, который есть в его психике. В этот момент следует попросить его в целом посмотреть на полученную конфигурацию карт и подумать, что упущено, не может ли он ещё что-то добавить от себя. Если такое обнаруживается, для этого материала подбираются карты прямым означиванием. Следует уточнить почему именно эти карты, что у них общего с озвучиваемым аспектом проблемы. После того, как клиент говорит, что уже не может ничего добавить, попросите его не хочет ли он как-то иначе разложить карты. Например, сгруппировать близкие по смыслу, выделить главные и второстепенные в каждой группе, разложить карты вдоль оси времени, в соответствии с причинно-следственными связями или в соответствии с какой-то другой логикой. Если клиент не может сделать этого сам, подскажите ему. Можно несколько раз переложить расклад в соответствии с разными логиками, выбрав в итоге тот, который понравится клиенту больше всего. Главная цель этого этапа — заставить клиента проанализировать полученный материал. После того как оптимальный расклад найден, попросите клиента сфотографировать расклад, чтобы иметь возможность подумать о нём позже. Техника окончена.
Естественно, выше описан полный вариант исполнения техники с клиентом, который согласен работать всеми 3 приёмами. Если какой-то из приёмов для клиента неприемлем, для получения расклада следует использовать оставшиеся, попросту пропустив отторгнутый приём/приёмы.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Объясните клиенту цель выполнения техники.
- Попросите клиента представить, что вы ничего не знаете о его проблеме, что он ещё о ней не рассказывал. Если этого не делать у некоторых клиентов возникает ощущение, что психолог уже всё знает, повторяться нет смысла, и в дальнейший расклад выкладывают только карты с материалом, про который, как им кажется, они ещё не упоминали. В результате расклад оказывается куцый и в нём многого не хватает.
- Попросить клиента пролистать колоду в открытую и выбрать из неё те карты, на которых он увидит что-то общее с его проблемой.
- Пока клиент выбирает карты, расскажите о возможности работы без содержания. При описании проблемы важен любой возникающий материал, поэтому карты, которые вызывают что-то личное, постыдное или неприятное не следует отбрасывать, как в ходе “Искреннего разговора обо мне”. Лучше добавлять их в расклад, куда удобно, но не озвучивать, что они обозначают для клиента. Достаточно того, что он сам знает, что за аспект проблемы за ними скрывается.
- Объясните, что о картах можно говорить в любом порядке, как удобно. Карты можно группировать и раскладывать как удобно. Можно говорить о каждой карте отдельно, а можно составить рассказ, если, к примеру, разложить карты от главной к второстепенным или вдоль линии времени.
- Попросите клиента озвучить, что он видит о своей проблеме в каждой карте.
- Попросите клиента извлечь карту вслепую, говоря, что на них он увидит что-то важное на тему проблемы, что было им упущено. Новые карты добавляются к конфигурации, созданной в открытую исходя из логики клиента. Как правило, в какой-то момент клиент начинает повторяться, не может понять, что означают новые карты, говорит банальности либо вообще больше не может ничего придумать. Обычно это значит, что мы получили весь доступный материал на заданную тему, который есть в его психике.
- Когда материал истощился, попросите клиента в целом посмотреть на полученную конфигурацию и подумать, что упущено, не может ли он ещё что-то добавить от себя. 9) если такое обнаруживается, для этого материала подбираются карты прямым означиванием. Клиент проговаривает новый материал. Следует уточнить почему именно эти карты, что у них общего с озвучиваемым аспектом проблемы.
- После того, как клиент говорит, что уже не может ничего добавить, попросите его не хочет ли он как-то иначе разложить карты. Например, сгруппировать близкие по смыслу, выделить главные и второстепенные в каждой группе, разложить карты вдоль оси времени, в соответствии с причинно-следственными связями или в соответствии с какой-то другой логикой. Если клиент не может сделать этого сам, подскажите ему. Можно несколько раз переложить расклад в соответствии с разными логиками, выбрав в итоге тот, который понравится клиенту больше всего. Главная цель этого этапа — заставить клиента проанализировать полученный материал.
- Попросите клиента сфотографировать расклад, чтобы иметь возможность подумать о нём позже. Техника окончена.
Критерий успешного применения техники: техника выполнена успешно, если получен подробный расклад, максимально полно описывающий проблему клиента. Клиент по ходу рассказа получил инсайты.
Техника “Искренний разговор о причинах проблемы”
Часто бывает, что проблемная ситуация — результат собственных неверных решений и действий клиента, или причины его очевидны, но по разным причинам их осознание клиентом тормозится. Говорить ему об этом — нарываться на сопротивление. Лучшим решением будет проделать технику, которая заставит его заострить внимание на причинах возникшего положения. В этом случае высока вероятность, что клиента всё же инсайтнёт о том, как в действительности обстоят дела.
Соответственно, в тех случаях, когда для коррекции проблемы клиенту полезно осознать причины её возникновения, целесообразно выполнение с ним техники “Искренний разговор о причинах проблемы” сразу после “Искреннего разговора о проблеме”.
Техника может применяться без предваряющего “Искреннего разговора о проблеме”, но этот способ менее эффективен. Техника также может применяться без предваряющего обучения работе с картами. Обучение может быть проведено в процессе выполнения самой техники по принципу: психолог показывает как надо — просит повторить. В открытую, в закрытую, прямым означиванием.Данный способ менее эффективен, так как по моему опыту, клиент больше думает об обучении, чем реально анализирует, возникающий в сознании материал.
Базовая методика при выполнении техники: по сути данная техника является продолжением психотерапевтического интервью только с применением метафорических карт, поэтому должна выполняться по тем же принципам и с теми же навыками, тоесть: раппорт, заинтересованность, активное слушание, эмпатия, 3-я позиция.
Цель техники:
- Углубление понимания психологом и клиентов проблемной ситуации;
- Выяснение психологом причин проблемы, с которой пришёл клиент, как он сам их видит.
- Достижение ясности у самого клиента в понимание им причинно-следственных связей, приведших к проблеме.
- Провокация возникновения у клиента инсайтов о причинах возникновения его проблемной ситуации;
- Получение расклада, отражающего причины проблемы клиента для последующей коррекции.
Колоды, применяемые для выполнения техники: для выполнения техники удобны универсальные колоды, а также тематические колоды, тема изображений в которых соответствуют или хотя бы близка к описываемой клиентом проблеме.
Порядок выполнения. Краткое описание: для классического варианта выполнения этой техники необходимо чтобы перед клиентом находился расклад карт, полученный в “Искреннем разговоре о проблеме”. Часть карт этого расклада наверняка указывают на причины. Попросите клиента выбрать их и отложить в новый расклад как ему удобно. Техника может применяться без предварительного проведения “Искреннего разговора о проблеме”, но полученный результат будет менее глубоким. Затем попросите клиента поискать причины проблемы в открытую. Затем вслепую. Карты выбираются вслепую до того, как клиент начнёт повторяться, или перестанет понимать причины, на которые намекают ему извлекаемые карты, или начнёт озвучивать несущественные причины. После этого клинта следует попросить клиента внимательно посмотреть на расклад и спросить, что здесь упущено, не знает ли он сам каких-то причин проблемы, которые остались необозначены. Если есть, с помощью прямого означивания в открытую из колоды выбираются карты, которые будут их символизировать. Когда причины вроде бы закончились, обратите внимание клиента на аспекты проблемы, оставшиеся от “Искреннего разговора о проблеме”. Возможно какие то из аспектов указывают на пропущенную клиентом причину. Пройдите по всем аспектам, уточняя к каким причинам они относятся. Если причин много и клиент их до сих пор не группировал, имеет смысл распределить причины по группам по какому-нибудь принципу вроде “легко исправимые — трудные”, “зависящие от клиента — не зависящие”, “главные — второстепенные”. Предложите клиенту это сделать. Обычно принцип группировки очевиден для самого клиента. Если не очевиден, можно подсказать. Этап группировки очень важен. Он продолжает и углубляет анализ проблемы, происходящий в уме клиента. Вот таким образом полученная конфигурация карт будет символическим описанием всех причин проблемы клиента, как он сам их видит.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Попросите клиента выбрать из расклада оставшегося от “Искреннего разговора о проблеме” карты, которые указывают на причины возникновения проблемы. Попросите отложить их в новый расклад как ему удобно.
- Попросите клиента поискать причины проблемы в открытую. Новые карты добавляйте в расклад как удобно клиенту.
- Попросите клиента поискать причины проблемы вслепую. Добавьте их в расклад. Карты выбираются вслепую до того, как клиент начнёт повторяться, или перестанет понимать причины, на которые намекают ему извлекаемые карты, или начнёт озвучивать несущественные причины.
- Спросите клиента, не знает ли он сам каких-то причин проблемы, которые остались необозначены. Может что то упущено? Предложите найти карты, которыми означите их с помощью прямого означивания метафорой. Добавьте их в расклад.
- Когда причины вроде бы закончились, обратите внимание клиента на аспекты проблемы, оставшиеся от “Искреннего разговора о проблеме”. Возможно какие то из аспектов указывают на пропущенную клиентом причину. Пройдите по всем аспектам, уточняя к каким причинам они относятся.
- Если причин много и клиент их до сих пор не систематизировал, имеет смысл распределить причины по группам по какому-нибудь принципу вроде “легко исправимые — трудные”, “зависящие от клиента — не зависящие”, “главные — второстепенные”. Предложите клиенту это сделать. Обычно принцип группировки очевиден для самого клиента. Если не очевиден, можно подсказать. Этап группировки очень важен. Он продолжает и углубляет анализ проблемы, происходящий в голове клиента.
Критерий успешного применения техники: осознание клиентом возможного максимума причинно-следственных связей, приведших к образованию проблемной ситуации. Получение подробного расклада карт, отражающего достигнутое понимание проблемы.
Техника “Вопрос — ответ”
Техника Вопрос-ответ нужна нам для тех случаев, когда клиента мучает какой-то вопрос, на который у него в сознании нет ответа.
Данная техника — это адаптация для целей психологической помощи древнего феномена организации диалога человека с некими высшими силами через трактовку чего угодно хаотичного, неструкрурированного и случайного, как ответа на заданный им вопрос.
Со стороны да и для большинства клиентов техника выглядит как разговор с картами или какими то скрытыми силами. На самом деле это разговор клиента с самим собой, но только знающим об обстоятельствах важных для вопроса ощутимо больше, чем до того, как вопрос был задан.
Чтобы техника сработала нужно три составляющие:
- Чётко сформулированный вопрос, ответ на который хочет получить клиент.
- Метафорические карты.
- Наличие у клиента навыка трактовать карты в качестве ответов на вопросы.
Базовая методика при выполнении техники: работа с метафорическими картами относится к проективным методикам. Соответственно, чем больше вы о них знаете, тем лучше у вас будет получаться. Особенно эта техника.
Цель техники:
1) получение клиентом удовлетворяющих ответов на волнующие его вопросы.
Колоды, применяемые для выполнения техники: как всегда для выполнения техники годятся универсальные колоды. Ещё лучше справляются тематические колоды, содержащие карты, относящиеся к теме проблемной ситуации. Для поиска решений можно использовать так называемые, ресурсные колоды вроде колоды Морена, Мерлин Послания, Мерлин Путешествие. Последние две колода особенно хороши для поиска решений, так как содержат помимо рисунка короткую надпись вроде “Собраться с силами”, “Простить и отпустить”, “Быть мудрым”. Существуют колоды, в которых только часть карт относится к решениям. Например колода Коуп, в которой есть пять карт с руками, символизирующими пять способов справиться с травматическими переживаниями. Некоторые колоды приспособлены для нахождения решений на чётко ограниченный круг запросов. Ту же Морену идеально использовать при запросах связанных с упадком сил, депрессией и выгоранием. Ряд колод предлагают найти решение для проблемной ситуации с помощью конкретного метода. Например, колода Призма предлагает изменить фрейм восприятия проблемной ситуации, посмотрев на неё через различные очки: розовые, в клеточку, со знаком доллара и т.д. В общем, с опытом вы сами подберёте колоды, идеально подходящие для поиска решений по запросам, типичным для вашей работы.
Порядок выполнения. Краткое описание: ответы, сопровождаемые ох-реакцией и инсайтом, производят наибольшее впечатление, поэтому данную технику я всегда начинаю с приёма “в закрытую”. За исключением двух случаев:
- У меня есть колода с вариантами ответа именно под запрос клиента, которую оптимально листать в открытую пока какая-то из карт не срезонирует с клиентом.
- Если клиент отказался работать в закрытую.
Соответственно обычно порядок действий такой: формулируйте вопрос, ответ на который нужно получить клиенту, произнесите его вслух и попросите клиента извлечь в закрытую карту: “Возьмите из колоды карту, на которой будет ответ на ваш вопрос”. Клиент берёт карту, рассматривает её. Спросите: “Какой ответ вы тут видите?” Клиент проговаривает. “Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Если клиент говорит, что не понимает ответ, зашифрованный в карте, её можно заменить. Если клиент понимает ответ и удовлетворён им, можно остановиться, перейдя к следующему этапу. Как правило, клиент уже не хочет искать ещё ответы, начинает говорить о найденном варианте, оживляется. Если же ответ понятен клиенту, но вы не видите положительной реакции, то даже если клиент говорит что доволен, предложите ему поискать ещё. Очень редко бывает, когда этого не происходит с 3-мя картами. Прям очень редко. В этом случае, я даю клиенту колоду и прошу поискать ответ в открытую:“Листайте колоду пока не наткнётесь на карту, на которой увидите ответ или какой-нибудь намёк на ответ”. Когда клиент останавливается, находит карту, спросите его: “Какой ответ вы здесь видите?” Выслушайте клиента. Спросите:”Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Попросите клиента отложить карту при любом варианте и повторить поиск ответа: “Давайте найдём ещё несколько вариантов чтобы у вас был выбор”. Повторять пока клиент не покажет, что он удовлетворён найденным ответом или ответами. Как правило, когда это происходит, клиент уже не хочет продолжать листать колоду.
Описанное выше справедливо для тех случаев, когда нужен один ответ на вопрос клиента. Иногда нужно несколько ответов, например, когда вы ищете возможные варианты событий. В этом случае не надо ждать появления идеального ответа.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Сформулируйте вопрос, ответ на который нужно получить клиенту, произнесите его вслух и попросите клиента извлечь в закрытую карту с намёком на ответ: “Возьмите из колоды карту, на которой будет ответ на ваш вопрос”.
- Клиент берёт карту, рассматривает её. Спросите: “Какой ответ вы тут видите?”
- Клиент проговаривает ответ. Спросите: “Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Если клиент говорит, что не понимает ответ, зашифрованный в карте, её можно заменить. Если клиент понимает ответ и удовлетворён им, можно остановиться, перейдя к следующему этапу. Как правило, клиент уже не хочет искать ещё ответы, начинает говорить о найденном варианте, оживляется. Если же ответ понятен клиенту, но вы не видите положительной реакции, то даже если клиент говорит что доволен, предложите ему поискать ещё. Очень редко бывает, когда этого не происходит с 3-мя картами. Прям очень редко.
- Если ответ не найден с 3-мя картами в закрытую, дайте клиенту колоду и попросите поискать ответ в открытую:“Листайте колоду пока не увидите карту, на которой увидите ответ или какой-нибудь намёк на ответ”.
- Когда клиент останавливается, находит карту, спросите его: “Какой ответ вы здесь видите?” Выслушайте клиента.
- Спросите: ”Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Попросите клиента отложить карту при любом варианте и повторить поиск ответа: “Давайте найдём ещё несколько вариантов чтобы у вас был выбор”. Повторять пока клиент не покажет, что он удовлетворён найденным ответом или ответами. Как правило, когда это происходит, клиент уже не хочет продолжать листать колоду.
- Переходите к следующему этапу работы.
Критерий успешного применения техники: наличие у клиента ох-реакции и инсайтов от полученных по ходу выполнения техники ответов. Появление уверенности, что найден оптимальный ответ. Нежелание искать другие ответы. Клиент удовлетворён найденным ответом.
Техника “Поиск проблемы”
Техника выполняется с целью поиска актуальной проблемной ситуации для проработки на консультации, если у клиента нет другого запроса, с которым он хотел бы поработать с психологом. Такие ситуации бывают. К примеру, оплачено полтора часа, а изначальная проблема решилась за пятнадцать минут.
Базовая методика при выполнении техники: данная техника не является адаптацией для проведения с картами какой либо классической методики из психологии. Скорее это один из вариантов техники “Вопрос-ответ”, отличающийся от неё лишь наличием заранее определённого запроса: “Какую проблему из собственной жизни вы видите на этой карте?” Или: “Выберите из колоды карты, при взгляде на которые вам на ум приходит какая-то проблема из вашей жизни”.
Для более наглядного эффекта можно предварительно определить максимально проблемную зону в жизни клиента с помощью общеизвестной метафоры “Колесо жизненного баланса”, в которой оценивается субъективное состояние основных сфер жизни человека.
Цель техники: поиск в психике клиента актуальной проблемной ситуации для её коррекции с психологом.
Колоды, применяемые для выполнения техники: если клиент совсем не знает, что бы ему хотелось улучшить с помощью психолога, для поиска актуальной проблемной ситуации лучше применить универсальную колоду. Если клиент не может назвать проблемную ситуацию, но называет контекст, в котором хотелось бы добиться изменений вроде семья, деньги, здоровье, карьера, то для поиска проблемы лучше использовать соответствующую тематическую колоду с рисунками из этого контекста. Если, конечно, она у вас есть.
Порядок выполнения. Краткое описание: попросите клиента в открытую пролистать колоду и выбрать из неё карты, при взгляде на которые в его уме возникнет какая-нибудь важная проблема из его жизни. Проблему можно озвучивать сразу. Особенно вглядываться в карты не нужно. Если материал не возникает сразу, напрягаться не нужно. Обычно по невербальным признакам клиента видно, если он находит что-то, что действительно хотел бы исправить, проблему, в которой есть “энергия”. Если в открытую такая проблема не найдена, следует перейти к работе вслепую. Попросите клиента в закрытую извлечь карту, на которой он увидит проблемную ситуацию из своей жизни. Если найдена проблемная ситуация, вызвавшая оживление клиента, следует спросить хочет ли клиент с ней поработать. Если да, цели техники достигнуты, переходите к следующему этапу. Если нет, следует попросить клиента представить что найденные им в технике проблемные ситуации решились. “Вызывает ли это чувство облегчения? А от разрешения какой проблемной ситуации облегчение наибольшее?”
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Попросите клиента в открытую пролистать колоду и выбрать из неё карты, при взгляде на которые в его уме возникнет какая-нибудь важная проблема из его жизни. Проблему можно озвучивать сразу. Карты извлекаются и кладутся на стол перед клиентом. Проблемы озвучиваются.
- Если проблема, с которой клиент заряжен работать, в открытую не найдена, попросите его взять из колоды 3 карты в закрытую , а затем последовательно переворачивать их, озвучивая на какую проблемную ситуацию в его жизни может указывать конкретная карта.
- Спросите клиента, с какой из найденных проблем ему бы хотелось поработать.
- Если клиент не уверен, колеблется между несколькими проблемами, попросите его представить что эти проблемные ситуации решились. Попросите сравнить чувство облегчения, возникающее при этом.
- Предложите поработать с проблемной ситуацией, мысленное разрешение которой вызывает наибольшее облегчение.
Критерий успешного применения техники: найдена проблемная ситуация, которую клиент хотел бы попробовать исправить с помощью психолога.
Техника “Замер состояния”
Отслеживание внутреннего состояние клиента на консультации — неотьемлемая часть работы психолога. Метафорические карты особенно полезны для этой цели, так как позволяют обойти эго-защиты и выяснить подлинные чувства клиента. Обычно это нужно после актуализации проблемной ситуации клиента, по итогам вмешательства и в конце консультации.
По сути совершаемых действий данная техника — обычное прямое означивание метафорой. Только объект, который означивается — это внутреннее состояние клиента.
Базовая методика при выполнении техники: идеально знать методы работы с сильными аффективными эмоциями, сильным страданием, суицидальным состоянием. Для облегчения и снижения интенсивности состояний — катарсические техники. Никому не известно, какой состояние может актуализироваться, в процессе консультации. Если не умеете, лучше не браться работать с запросами, в которых есть вероятность актуализировать негативно перезаряженный материал.
Цель техники:
- Оценка внутреннего состояния клиента по ходу консультации для того чтобы её вовремя прервать или перейти к другим методам, если состояние потенциально опасно.
- Получение обратной связи для оценки эффективности вмешательства.
- Заострение внимания клиента на его собственном состоянии, если это необходимо для коррекции.
- Наглядный показатель полезности посещения психолога для самого клиента, если его состояние в проблемном контексте в ходе консультации улучшилось.
Колоды, применяемые для выполнения техники: для проведения техники вполне годны универсальные колоды, например, Ох, карты с видами вроде Хабитат, а также абстрактные колоды без чётко различимых объектов вроде Экко и Бодигард.
Порядок выполнения. Краткое описание: попросите клиента в открытую найти в колоде карту, на которой он увидит что-то похожее на то, как он себя чувствует в интересующем вас контексте. Это может быть состояние клиента прямо сейчас или его чувства в представляемой ситуации. Клиент находит карту, выкладывает её на стол. Попросите его объяснить свой выбор, что общего у карты и его состояния. Клиент рассказывает.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Попросите клиента в открытую найти в колоде карту, на которой он увидит что-то похожее на то, как он себя чувствует в интересующем вас контексте. Это может быть состояние клиента прямо сейчас или его чувства в представляемой ситуации.
- Клиент находит карту, выкладывает её на стол.
- Попросите его объяснить свой выбор, что общего у карты и его состояния.
- Клиент рассказывает.
Критерий успешного применения техники: клиент удовлетворён тем, как точно выбранная им карта отражает то, что он чувствует.
Техника “Ресурсное место”
Данная техника необходима в тех случаях, когда во время консультации клиент переживает дискомфортное внутреннее состояние, препятствующее его полноценной вовлечённости в терапию. Её применение особенно актуально при работе с травмой или с клиентами в острой фазе какого-нибудь страдания.
Базовая методика при выполнении техники: работа с внутренними состояниями очень подробно разработана в НЛП. Данная техника — одна из многих адаптаций такой работы для выполнения с картами.
Цель техники: изменение внутреннего состояния клиента на консультации на более работоспособное.
Колоды, применяемые для выполнения техники: естественно, лучше всего годятся колоды с различными видами и локациями. Например колода Хабитат. Некоторое количество таких карт есть в колоде Ох и Сага. Если “ресурсное место” клиента связано с морем, тропиками, предложите клиенту поискать его в колоде Морена.
Порядок выполнения. Краткое описание: чаще всего состояние клиента сильно ухудшается во время рассказа о его проблеме. Люди чувствуют печаль, горе, отчаяние, ужас. Само собой, их рассказ начинает пробуксовывать. Либо начинают плакать, беситься, либо застывают, не хотят продолжать. В этом случае, им имеет смысл вспомнить какое-нибудь место, в котором они чувствовали себя очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое место в памяти. Попросите его вспомнить. Уже одно это меняет состояние на лучшее, отвлекает от боли. Затем предложите клиенту выбрать из колоды Хабитат карту или несколько, которые будут похожи на то место. Когда карты выбраны, уточните почему именно они. Затем попросите клиента мысленно перенестись в то место и время, представив его максимально подробно. После того как по невербальным признакам становится видно, что клиенту полегчало. Обратите его внимание на это и предложите вернуться к работе. Объясните, что если ему вновь станет плохо, он в любой момент может снова получить облегчение, посмотрев на карту и представив себя там.
Порядок выполнения. Подробное описание:
- Попросите клиента вспомнить какое-нибудь место, в котором ему было очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое место в памяти.
- Когда такой воспоминание найдено, предложите клиенту выбрать из колоды карту или несколько, которые будут похожи на то место.
- Когда карты выбраны, спросите почему он выбрал именно их. Немного поговорите о карте и том месте. Убедитесь что связь карты и воспоминания усановилась.
- Попросите клиента мысленно перенестись в то место и время, представив его максимально подробно.
- После того как по невербальным признакам становится видно, что клиенту полегчало, предложите ему вернуться к работе. Объясните, что если ему вновь станет плохо, он в любой момент может снова получить облегчение, посмотрев на карту и представив себя там. Если клиент забывает об этом и вы видите ухудшение его состояния, останавливайте работу и предлагайте ему посмотреть на карту, представив себя там.
Критерий успешного применения техники: внутреннее состояние клиента улучшилось до приемлемого для продолжения работы уровня.
Домашнее задание
Если у вас есть колода, проведите полноценную консультацию любому своему знакомому в соответствии с типовой структурой консультации, применив все описанные в уроке техники.
Резюме урока
В данном уроке мы получили ясный алгоритм действий при применении пройденных техник.
Итог
Изложенное выше является базой для работы с метафорическими картами. Если вы не пропускали уроки и выполняли домашние задания, теперь она у вас есть. Вы — молодец)
Дальнейший путь вашего развития в работе с МАК, лежит через освоение конкретных техник. Часть самых важных из них вы найдёте в нашем сайте в разделе “Обучающие материалы”
Следующий урок будет посвящён всяким полезностям, которые пригодятся вам, если вы решите продолжать внедрение метафорических карт в свою практику.