Два способа работы с метафорическими картами
С метафорическими картами можно работать двумя способами:
- вслепую
- в открытую
До сих пор мы пользовались картами вслепую.
При работе вслепую клиенту достаются случайные карты. Колода обращена к нему рубашкой. Он не видит рисунка на лицевой стороне до того, как сделает выбор. Ему приходится работать с тем, что ему досталось и серьёзно постараться чтобы понять как эта случайная метафорическая карта связана с его запросом.
При работе в открытую клиент рассматривает лицевые стороны метафорических карт и сам выбирает те из них, с которыми будет работать.
Да, да, так тоже делают. Способы принципиально отличаются, но, вы удивитесь все уже изученные нами техники можно выполнить и так и так.
И “Искренний разговор обо мне”, и “Искренний разговор о чём угодно”, и “Искренний разговор о проблеме”, и ту же “Мандалу”.
Сейчас я покажу вам, как это делается.
Описание техники “Искренний разговор обо мне” в открытую
Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента работе с метафорическими картами в открытую.
Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт, предложить клиенту рассмотреть её и выбрать карты, на которых он увидит что-нибудь общее с ним самим. Что-то о нём. Вглядываться в карты, стараться не надо. Выбирать нужно только те карты, при взгляде на которые сразу возникает, что-то важное. Предупредите клиента, что потом с помощью выбранных карт он расскажет о себе. После того как карты выбраны, попросите клиента рассказать, что обозначает каждая метафорическая карта. Карты можно группировать и рассказывать о них так, как клиенту удобно.
Пример выполнения техники: я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику. В колоде Ох 88 карт. Я быстренько пролистал их думая о том, как они могут быть связаны с моей жизнью, и 10 из них вызвали в моё сознание ясные образы, на тему моего запроса, которыми я сейчас с вами и поделюсь, разместив их в хронологическом порядке.
“У меня во дворе в детстве стояла вот такая нелепая горка, скатившись по которой ты с высоты плюхался прямо на землю. Это мой просёлок, моя родина. Место прямо скажем неуютное, особенно тогда, но детство у меня там было хорошее, счастливое детство. Несмотря ни на что и мне сейчас приятно смотреть на эту карту и ощущать себя там в то время”.
Это я с мамой и ещё кем-то. Мама нервная, недовольная. Наверно мы ждём папу. Она думает, что он опять придёт домой пьяный. А он вот на следующей карте, просто гуляет с моим средним братом. Вообще, атмосфера в доме была отравлена не столько пьянством отца, сколько постоянным неврозом по этому поводу со стороны мамы. До сих пор, как вспомню, в животе ком сжимается”.
“Это училище внутренних войск. Наверно самое сильное впечатление моей жизни. Самое большое приключение из вообще всего пережитого”.
“Это про меня сейчас. Каждый вечер я ухожу куда-нибудь на тренировку, дискотеку, концерт, семинар, чтобы отвлечься от невесёлых мыслей из-за расставания с девушкой. Но пока это плохо помогает. Вернее это отвлекает лишь пока я там. На первой карте кафе “Ритм энд Блюз”. Я там частенько сейчас бываю, пью сидр, слушаю живую музыку. Один раз я шёл из зала на кухню и вдруг почувствовал, что у меня кончились силы. Я лёг на пол прям там, как на второй карте. Отчаяние. Иногда я чувствую, что не справляюсь со своей жизнью, что как-то всё очень трудно. Вот легко же люди живут, почему у меня всё вот так через силу, не гладко? Ещё в личной жизни катастрофа, и я сейчас чувствую себя как этот человек перед окном. Там жизнь, люди радуются, а я почему-то застрял здесь в этой тоске и не знаю как туда прорваться”.
“Все советуют поехать на море, как-то понабраться там витальности. Я только в детстве был один раз. Наверно не поеду — дела не отпускают”.
“Хочу вот таким быть весёлым. И, думаю, буду. Невроз горя скоро пройдёт, всё-таки только полтора месяца прошло, и я стану сильнее, чем был”.
Вот и вся техника. Согласитесь, тоже неплохо. Если вы посмотрите мой рассказ о себе в 1 уроке, когда я выбирал карты “в закрытую”, этот рассказ где-то глубже, а где-то поверхностнее. Это разные истории, но в обоих случаях техника одинаково выполняет свою задачу — мы познакомились, искренне поговорили, стали доверять друг другу и немного научились работать с метафорическими картами.
Вот хороший пример выполнения этой техники от Ники Верниковой. С 12-ой по 35 минуту:
Ну ведь классно же, не спорьте)
Вот теперь пришло время освоить “Искренний разговор о чём угодно”. Версия “в открытую”.
Описание техники “Искренний разговор о чём угодно” в открытую
Цель техники: при возникновении необходимости получить от клиента рассказ о чём угодно. Способ добиться ясного понимания о рассказываемом у самого клиента.
Порядок выполнения: сформулировать запрос, взять любую колоду метафорических ассоциативных карт, предложить клиенту рассмотреть её и выбрать карты, на которых он увидит что-нибудь общее с его запросом. Вглядываться в карты, стараться не надо. Выбирать нужно только те карты, при взгляде на которые сразу возникает, что-то важное на тему запроса. Предупредите клиента, что потом с помощью выбранных карт он расскажет о себе. После того как карты выбраны, попросите клиента рассказать, что обозначает каждая метафорическая карта. Карты можно группировать и рассказывать о них так, как клиенту удобно.
Пример выполнения техники: в прошлом уроке я рассказывал о своём младшем брате. Сейчас я повторю этот рассказ, но уже в открытую. После рассматривания колоды я выбрал 15 карт и разложил их таким образом:
А теперь сам рассказ:
Это мой брат с родителями. Когда он родился, отец был уже спившийся, деградировавший человек. С нами он не жил. Мама на тот момент несчастная и нервная с неудавшейся личной жизнью и материальными проблемами. В тот момент, когда брат нуждался в безусловной любви, все в нашей семье были заняты выживанием, своими собственными проблемами.
В итоге, он объективно самый потерянный и проблемный из нас. Ресурса, если понимать его как некоторую жизнестойкость, радость жизни, у него меньше всего из всех детей.
Он всегда хотел какого-то особого отношения, всегда расстраивался, если мы не устраивали праздника на его день рождения, очень хотел, но не находил верных друзей, был влюбчивым, но всегда несчастно. По сути он всё время находится в поиске людей, с которыми у него будет душевный контакт, близость, одобрение. В разное время он пытался добиться этого разными способами.
То играл на гитаре, пел песни, хотел создать свою музыкальную группу.
То загорался идеей какого-нибудь общественного служения, делания пользы вроде борьбы с коррупцией, саморазвитием. Хотел стать хиромантом.
Его увлечение магией, потусторонним служило той же цели. Он пытался стать кем-то полезным, хотел начать гордиться собой, хотел натренировать себя, чтобы стать заслуживающим любви, которой недополучил в детстве.
Занимаясь этим, он несколько раз чуть не погиб. К примеру поднимался на гору в бурю, типо угроза смертью откроет в нём новые возможности. Это увлечение магией от мамы. Она всю жизнь верила во всё это и детей своих заразила. Поиск учителей, который каждый раз приводит к психически ненормальным людям, также несколько раз приводил его в такие группы людей, что можно считать за большое везение, что там не было оставлено здоровье или психическое благополучие.
Мы давили на него всей семьёй, призывая к реалистичности, “нормальности”. Надо же учиться, работать, “сколько можно тебя содержать…!”. Сколько было скандалов. Атмосфера очень тяжёлая. Мы всегда его критиковали, не предлагая ничего взамен. Да, он был полон иллюзий, но они хотя бы давали ему силу, надежду, что вот он станет музыкантом или научится магии и всё будет хорошо. Мы и реальность совместно постепенно действительно поразбивали большинство его иллюзий. Он не нашёл магию, не научился ничему, за что бы его можно было любить, не стал музыкантом, не отыскал верных друзей, девушку.
Не найдя нормальных способов получить любовь и уважение, сейчас он играет сутками подряд. Типо буду киберспортсменом, стану блогером, буду транслировать игры и стану популярным. Это всё тот же отчаянный поиск способа привлечь внимание, стать достойным любви.
Но в целом уже видно, что он сдался. И даже киберспорт воспринимает скептически. Я вижу, что у него пропадает надежда на будущее, что всё будет хорошо. Он лишился энергии, мотивации делать что либо. С каждым днём он всё глубже погружается в депрессию.
Где-то в глубине он в отчаянии от происходящего с ним поражения.
Перенапряжение, стресс.
Я чувствую, что мы всё больше удаляемся друг от друга, что вышли совсем на разные дороги. Моя жизнь с каждым годом становится всё лучше, а он спускается по нисходящей всё к более и более худшему состоянию.
Я боюсь, что это может зайти слишком далеко, пока он не окажется в реальном тупике. Как отец.
Конец техники.
Как вам такой рассказ? Я думаю, вы не откажете ему в информативности. Этим и прекрасна работа с метафорическими картами. Как видите, в открытую получилось не хуже, чем в закрытую. Благодаря тому, что карты выбираются одновременно, их можно группировать и выстраивать в хронологическом или логическом порядке, рассказы в открытую получаются именно что рассказы, а не куски материала, как при работе вслепую.
И да, выстроив такой складный рассказ, я сам начал чуть больше понимать ситуацию с братом. И в этом прелесть этих техник — само рассказывание уже терапевтично.
А теперь проделаем в открытую “Искренний разговор о проблеме”.
Описание техники “Искренний разговор о проблеме” в открытую
Цель техники: узнать о проблеме клиента. Подтолкнуть его к началу переосмысления проблемы.
Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт, предложить клиенту её рассмотреть и выбрать те карты, на которых есть что-то о его проблеме. А затем рассказать, что означает каждая метафорическая карта. Близкие по смыслу карты можно группировать. При рассказе карты раскладываются так, как удобно клиенту для его истории.
Пример выполнения техники: в 3 уроке с помощью техники “Искренний разговор о проблеме” я рассказывал о том, какое положение у меня сложилось в моих занятиях хастлом. Сейчас я сделаю тоже самое, но уже выбрав карты в открытую.
В колоде Ох 88 карт. После разглядывания я выбрал 10 из них, при взгляде на которые в моём сознании возникал материал, связанный с моими занятиями танцами. Я сгруппировал сходные по смыслу карты и теперь могу рассказывать:
“На этой карте я вижу как должно в идеале обстоять у меня с хастлом — уверенный навык, я хорош на танцполе. Я и моя партнёрша получаем удовольствие от танца”.
“Это карты, обозначающие зачем мне вообще нужно такое положение, как на карте выше. В хастле я нашёл похожих на меня друзей, компанию, которая всегда готова потусить. Общение это очень важно. На первой карте я вижу именно это. На второй карте я вижу роскошную женщину — в хастле много таких и это один из плюсов, который я получу, освоив хастл на высоком уровне. И на третьей карте я вижу радугу, состояние радости. Если умеешь танцевать, то практически в любой день можешь получить самые позитивные эмоции на любой дискотеке. Мне нужен такой способ. Я слегка дистимичен, склонен к депрессии и аддикциям, поэтому такой источник радости мне просто необходим”.
“Эта карта — метафора того, как у меня с хастлом обстоит сейчас. Неважно, как видите. Причины следующие”:
“Отсутствие энергии для занятий. У меня в принципе маленькая батарейка из-за синдрома Жильбера, я невыносливый, а тут ещё и депрессия навалилась из-за ситуации с девушкой”.
“Отсутствие времени. Работа никогда не заканчивается и часто пожирает моё свободное время, которое я мог бы уделить хастлу”.
“Это явно про мою проблему с музыкальностью. Я частенько теряю ритм. В хастле это очень важно. Опять же, акценты плохо слышу”.
“Занятия стоят денег. Если брать индивидуальные тренировки, то денег немаленьких”.
“Это, наверно, про самое главное. В действительности я так то неплохо танцую. Уже вполне можно получать удовольствие от этого навыка, но мне этого недостаточно. Если есть угроза, что партнёрша оценит меня невысоко — это мне прям ножом по сердцу, стыдно, аж до пяток пропекает. Если б не этот дискомфорт, я б давно уже зависал на дискотеках, а там и навык бы поправился”.
Вот и весь рассказ. Сравните его с тем, что приведено в 3 уроке.
Да, это разные истории, но суть моей проблемы они отражают одинаково хорошо. Как видите, тут не только мои проблемы с хастлом, но это нормально, если клиент говорит немного больше.
Техника хорошо работает и “в открытую” и “в закрытую”. Как и все другие техники, изученные до сих пор.
И теперь я чувствую, что у вас созрел вопрос: “Так как же работать? В открытую или вслепую?”
Домашнее задание
Сперва проделайте все уже изученные нами техники в открытую для самого себя:
“Искренний рассказ о самом себе”.
“Искренний рассказ о чём угодно”.
“Искренний рассказ о проблеме”.
Тоесть расскажите с помощью карт в открытую о себе, потом о чём угодно, потом о своей проблеме.
Если всё получилось, повторите тоже самое, но на этот раз с другим человеком.
Резюме урока
С метафорическими картами можно работать двумя способами:
- вслепую
- в открытую
При работе вслепую клиенту достаются случайные карты. Колода обращена к нему рубашкой. Он не видит рисунка на лицевой стороне до того, как сделает выбор. Ему приходится работать с тем, что ему досталось и серьёзно постараться чтобы понять как эта случайная карта связана с его запросом.
При работе в открытую клиент рассматривает лицевые стороны метафорических карт и сам выбирает те из них, с которыми будет работать.
Все уже изученные нами техники можно выполнить обоими способами.