Работа с внутренними состояниями
В ходе консультации есть несколько случаев, когда это не просто полезно, а необходимо.
Во-первых, для того чтобы понять как сильно страдает пришедший к вам человек. Если он находится в острой фазе какого-то кризиса, вам нужно это знать, чтобы как минимум не навредить.
Во вторых, если боль сильна, в нашей власти облегчить её. Иначе работа просто не будет эффективна.
Иногда боль, порождаемая проблемной ситуацией, такова, что, если состояние собеседника не сделать лучше, всякая работа прекращается — клиент либо закрывается, либо рыдает и вы утешаете его остаток часа, либо он просто отказывается продолжать, либо всё вязнет в “му-хрю, э-э-э, не знаю, не уверен и т.д”.
Особенно это касается работы с травмами.
В третьих, мы можем и даже должны оценить то, насколько качественно произошло наше вмешательство. Это полезно и для вас — вы можете понять эффективность своей работы. И для клиента. Если ему ясно показать, что пришёл он приунывший, а уходит бодрячком, то с большой вероятностью он это запомнит, решит, что вы хороший психолог и придёт к вам ещё.
Соответственно, в этом уроке будут рассмотрены 2 техники: “Замер состояния” и “Ресурсное место”.
Описание техники “Замер состояния”
Цель техники: предназначено для того чтобы оценить состояние клиента в начале и в конце работы с его проблемой.
Порядок выполнения: обычно, в начале консультации мы с клиентом знакомимся(если не были знакомы), потом я спрашиваю, что его привело. Затем я беру какую-нибудь колоду метафорических ассоциативных карт и предлагаю клиенту в открытую найти в ней 2 карты. Первая будет означать его проблему, а вторая то, как он себя чувствует когда о проблеме думает. Последнюю карту мы откладываем до окончания работы с проблемой. По окончанию вмешательства я снова прошу клиента найти карту, на которой он увидит своё состояние при мыслях о проблеме.
Если вмешательство произошло результативно, внутреннее состояние клиента сильно изменится и вторая карта будет значительно отличаться от первой. На вопрос, почему именно эта карта, клиент расскажет что изменилось и как он теперь себя чувствует. Я обращаю внимание клиента на разницу между первым и вторым состоянием и отпускаю с богом.
Если вмешательство не было эффективным, его состояние не улучшится, и вы сразу это увидите по выбранной им карте и последующему объяснению. Соответственно, у вас будет возможность принять необходимые меры, если запланировано было иначе.
Пример выполнения техники: представьте, что я пришёл к вам на приём. Мы поздоровались, представились. Вы спросили меня о цели моего прихода. Я ответил. Потом был искренний разговор. Дальше вы даёте мне колоду Ох и просите выбрать карту, на которой будет что-то похожее на то, как я себя чувствую сейчас в связи с тем что происходит в моей жизни.
И вот мой выбор:
“Почему именно эта карта?”
“Я чувствую себя тупым и усталым, как этот осёл. Вокруг пустыня и я не знаю куда идти, чтобы найти воду и еду. Это тупик, но не такой, когда некуда идти, наоборот — вокруг масса вариантов, но я уже столько их перепробовал, что просто лишился сил. Мне кажется, что куда бы я ни пошёл, лучше не будет”.
Дальше мы работаем над моей проблемой и в конце сессии вы снова просите меня выбрать карту, на которой будет что-то общее с моим самочувствием в связи с проблемой сейчас.
Вот эта карта:
“Почему именно эта?”
“Это Церковь. Знаете, как на Пасху, когда выдержал пост, только причастился и такой счастливый. Всё понятно. Я воодушевлён. У Толстого есть фраза, что вдохновение — это ясность, что делать дальше. Вот это я теперь знаю, что мне делать”.
Успешно ли было выполнено вмешательство?
Думаю, вы и сами понимаете, что да.
А если вторая карта будет такой?:
“Почему именно эта карта?”
“Вот эта точка в центре — это я. Передо мной два пути — вперёд или назад. Это, конечно, лучше, чем бесконечное число вариантов, которое было у меня раньше, но всё равно непросто. Немного не то, чего я ожидал от нашей встречи, но это всё равно лучше, чем было”.
Эффективное вмешательство?
Да, конечно. Есть простор для дальнейшей работы. Вот и поговорите об этом с клиентом, что результат правда неплохой, но можно лучше. Пусть пока побудет с найденными решениями, а через неделю приходит ещё.
А если клиент тянет такую карту?:
“Тупик. Я не знаю что делать. Вы меня прям убили”.
Бывает и такое. Часто это тоже результат. Клиент осознал что-то важное. Да, это причинило ему боль. Но через неделю боль станет меньше, и он сможет перевернуть страницу жизни, которая привела его к этому кризису. И будет вам благодарен.
Но в этом случае вам всё же нужно его поддержать.
Или такая карта:
“Мне очень интересно. Будто побывал на уроке. Несколько хороших мыслей пришло. Спасибо вам”.
Это вежливый, неискренний клиент. Он недоволен или ему никак. Такие тоже будут и не всегда это ваша вина.
Как бы там ни было. Эти две карты, обозначающие состояние клиента вначале сессии и в её конце, позволяют психологу получить однозначную обратную связь по поводу качества его работы. Да и самому клиенту становится очевидно, с пользой ли нет он потратил свои деньги и время.
Но техника хороша не только этим. Первая карта клиента может быть тревожным звоночком, который предупредит вас о его особой уязвимости:
“Хочу умереть”.
Когда вы видите и слышите такое, лучшее, что вы можете сделать, это изменить состояние клиента. И вот тут нам понадобится вторая техника этого урока — “Ресурсное место”.
Описание техники “Ресурсное место”
Цель техники: улучшение внутреннего состояния клиента на более работоспособное.
Порядок выполнения: чаще всего состояние клиента сильно ухудшается во время рассказа о его проблеме. Люди чувствуют печаль, горе, отчаяние, ужас. Само собой, что их рассказ начинает пробуксовывать. Либо начинают плакать, беситься, либо застывают, не хотят продолжать. В этом случае, я предлагаю им вспомнить какое-нибудь место, в котором они чувствовали себя очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое воспоминание. А затем я прошу клиента выбрать из колоды Хабитат карту или карты, которые будут похожи на то место. Клиент выбирает. Уже само это воспоминание меняет его состояние на лучшее, отвлекает от боли. Если в колоде Хабитат не находится подходящих метафорических карт, можно использовать Ох. Когда карты выбраны, я прошу клиента мысленно перенестись в то место и почувствовать себя так, как тогда, в его воспоминании. После того как это успешно выполнено, мы продолжаем рассказ о проблеме, но всякий раз, как я вижу, что эмоции снова начинают захлёстывать, я прошу клиента посмотреть на карты, обозначающие его ресурсное место и вновь мысленно туду перенестись пока он не почувствует, что может работать дальше.
Вот так, периодически заныривая в приятное воспоминание с помощью означившей его карты, клиенты оказываются способны работать даже с очень болезненными темами.
Несколько примеров таких карт:
“В прошлом году была в Черногории. Буквально наскребла по сусекам 40 тысяч и сняла комнатку в пансионате. Там был такой песчаный пляж, как на картинке. Восемь дней подряд я сидела там каждый вечер пока не становилось темно и слушала волны, чаек. До сих пор, как вспомню, лицо растягивается от улыбки”.
“Мы как-то с друзьями поднимались в горы по ручью, который тёк по долине между двух сопок. Обычный ручей вроде. Устали все и наконец сели поесть. И там был такой водопад. Серёга ещё живой был”.
“Лет пять назад выбрался с ребятами порыбачить на одной небольшой северной речке. Не столько порыбачить ехали, как выпить, пообщаться. В тот же вечер уехали бы обратно в город. А осень уже начиналась. И оказалось, что именно в этот день рыба пошла на спуск — каждую осень на севере рыба уходит из рек в ледовитый океан, потому что реки промерзают за зиму практически до дна. И вот мы попали на такой момент совершенно случайно. Только сети поставили, хотели отплывать и вдруг увидели, что на глубине в сети уже с десяток хариусов сидит. Что тут началось! Мы тогда двухсотлитровую бочку засолили, а когда спать легли был уже холод дикий. И вот лежу я на доске, половина меня обжаривается на костре, а другая половина, дальняя, льдом покрывается. У Ларца на телефоне играет что-то арестантское про Ногайскую бухту. Река шумит. Я таким счастливым никогда не был”.
Думаю, вы поняли.
Само собой эти две техники совершенно не исчерпывают тему управления внутренними состояниями с помощью метафорических карт. На их примере я показал сам принцип. Как и всё остальное, связанное с метафорическими картами, он предельно прост в применении.Большего на этом этапе нам и не нужно.
А вот это видео Леонида Тальписа с работой над внутренним состоянием клиентки обязательно посмотрите чтобы иметь представление о том, куда следует стремиться:
Домашнее задание
Если у вас есть колода, найдите в открытую карту, на которой увидите что-то общее с вашим внутренним состоянием в данную минуту.
Вспомните какое-нибудь своё ресурсное место и подберите для него карту. Положите её где-нибудь на видном месте и периодически по ходу дня смотрите на карту, мысленно переносясь в то место. Заметьте как меняется ваше состояние вплоть до ощущений в теле.
Резюме урока
Прямое означивание позволяет работать с такой тонкой материей, как внутреннее состояние клиентов. В ходе консультации есть три случая когда это особенно полезно:
- Вначале, чтобы определить состояние клиента в контексте проблемы.
- В конце сессии, чтобы определить состояние клиента после вмешательства и таким образом оценить его эффективность.
- По ходу сессии чтобы корректировать состояние клиента.
В первых двух случаях используется техника “Замер состояния”. В третьем случае техника “Ресурсное место”.